alla-kot (alla_kot) wrote,
alla-kot
alla_kot

Categories:

«Makam El Chahid». Заглавная буква в новой истории Алжира.

В конце длинного дня, разглядывая город с высоты балкона отеля, увидела, на фоне ночного неба над городом, высокое сооружение в подсветке.

При первом приближении, открылись общие черты сооружения, в котором угадывался памятник, гигантский монумент. Между бетонными лепестками, в верхней части, громадным фонариком светятся окошки башни.


Как только рассвело, вернулась на балкон, что бы рассмотреть получше то, что своей подсветкой привлекало внимание в ночной панораме города. Это «Makam El Chahid», памятник Шахид, героям погибшим в борьбе за освобождение Алжира от французского колониализма. Монумент, виден отовсюду, как плывущий над городом. Хотя, сам он ниже верхних точек горного амфитеатра, на котором расположен город. Три лепестка, три закорючки знаком "А" арабского алфавита, связаны вместе стоящим снопиком.


Интересно, что это его расположение, на слегка выдвинутой к морю платформе, создает этот эффект, постоянной доминанты над городом. Потому что из города вид на него всегда открывается, снизу вверх. Холм, на котором он стоит, весь в зелени. Поблизости видна только квадратная башня минарета.


Квартал, Эль-Мадания, в котором построен «Makam El Chahid», считается одним из беднейших кварталов алжирской столицы.


Проезжая, мне нравился этот зеленый район, застроенный европейскими домами. Понравилось, что встречались не только пальмы, а и цветущие декоративные растения.


Монумент Макам эль Шахид входит в комплекс, созданный на двух холмах и соединенный единой площадью, поднятой на высокие опоры. На дальнем конце площади находится современное здание, в котором расположился музей алжирской армии. К нему примыкают торговые павильоны.


Под площадью организованы проезды транспортной развязки. Спланированы парковка, торговый комплекс и музей.


Внизу, под площадью светло, за счет большого круглого отверстия над внутренним двором.


На северном конце площадки, как ракета на стартовом комплексе, в небо устремился бетонный монумент. Три листа, олицетворяя три алжирских революции (промышленная, аграрная и в сфере образования), поднимая на высоту символическую башню, провозглашают строительство арабского исламского государства.


При подъезде к комплексу, монумент начинал открываться сверху. Над кронами растений в начале, показался верх монумента, сдвинутыми лепестками.


Первой, нас приветствует фигура солдата, с факелом в поднятой руке. Фигура символизирует, солдата Народно-освободительной армии.


Три пальмовых листа взметнувшиеся вверх, объединились наверху вокруг цилиндра башни с куполом в исламском стиле. У подножия края каждого листа стоит фигура мужчины с оружием в руках. Три огромные бронзовые статуи. К подножию трилистника на холме, снизу вверх от площади, ведут три марша широкой лестницы.


Холм огибает дорожка, по которой можно, обойдя памятник слева, выйти на смотровую площадку, с которой открывается панорама, на город Алжир и на Средиземное море.


Правда, лучшие виды на город открываются с края дороги, которая обегает памятник на холме. Прямо от памятника туда не пройти, потому что стоит сетчатое ограждение.


В сторону моря, смотрит скульптура алжирца, со старым длинноствольным ружьём в руках. Эта фигура, по замыслу художника, символизирует стойкость алжирского народа во время французского периода оккупации. Есть ещё третья фигура, олицетворяющая присоединение народного ополчения к армии фронта народного освобождения, но проход к ней отсюда в ту сторону, был перекрыт оградой.


Под башней, между трех опор монумента, круглая площадка с символом вечного огня. Площадку охранял жандарм алжирской армии. Он не поощрял моё бестрепетное брожение по площадке и старался выгнать с неё. Хотя, какая-то группа, видимо с экскурсоводом, там находилась некоторое время.


У подножия монумента, с западной стороны, установлен камень с мемориальной доской.Все тексты у монумента и в музее на арабском языке. Только подписи у некоторых экспонатов на арабском, английском, французском. Почему я обратила на это внимание? Потому что, хотя официальным языком в Алжире и принят арабский язык, языком межнационального общения остаётся французский язык. В Алжире ещё есть места где население, знает только свой местный язык и наречие, и французский им ближе чем классический арабский.


Под холмом находятся два уровня двух концентрических по форме помещений. В центральной части находится глубокий цилиндр, а в верхней части, надетое на него кольцо. Вход в музей строго охраняется.


На входе у нас забрали все сумки и фотоаппаратуру на хранение. Обход экспозиции музея организован направлением, против часовой стрелки. В фойе, напротив стойки администрации музея, на стене висят портреты лиц, героев национально –освободительного движения последнего периода. Экспозиция музея разделена на три части исторических периодов. 1830-1919, 1919-1945, 1945-1962. Хотя уже сегодня видно, что нужно немного подвинутся и уступить местечко, периоду гражданской войны в 1962-2002гг.
В начале, представлено много портретов и картин о походах берберского шейха, Эмира Абделькадера. Он мне нравится, как герой и историческое лицо, коренного населения алжирских территорий.
В одном из разделов, моё внимание привлек внимание стенд, с флагами алжирских территорий в разное историческое время. Начиная от красного, с весёлым Роджером и кончая современным, бело-зелёным. Не смотря на общую тему музея, «Освобождение от колониализма», всё же ощущается акцент на борьбе с французами.


Из музея расположенного в кольце, на стороне противоположной входу, находится лестница и спуск в цилиндр. Спуск разрешен не до самого низа, а до промежуточной площадки, с которой видно внутреннее убранство мемориала склепа, расположенного там. 18 прямоугольных колонн из черного камня поддерживают ребристый купол. Парные ребра купола сходятся в арабской розетке вокруг круглой печати в центре купола. На круге, каллиграфические арабские письмена. В промежутках между ребрами и розетки, красивый охристый орнамент. Полы сияют, отражением от полированного камня. В центре пола стеклянный круг, на котором стоит большой кусок белого камня с вделанной табличкой в его тело. Стеклянный круг и камень подсвечены, тепло-желтым освещением снизу, из под пола. Перед камнем с мемориальной доской, стоит высокий деревянный столик на резных ножках. На столике лежит раскрытая книга. На стенах между колоннами, длинные списки. В зале торжественно тихо и прохладно. Тихо, подумала я, хотя в этом зале слышно нескончаемое пение строк из Корана.
В этой части, мемориал напомнил мне мемориал, созданный Франко в Испании. По грандиозности и торжественности, но по духу он совсем иной. В нем нет примирения.
Покидая мемориал, мне подумалось, что «Makam El Chahid» - это не просто памятник.

Этот, не простой памятник, построенный в сложный период для молодого государства, между войнами, возвышается над столицей, как Заглавная буква в новой истории Алжира. Один из шагов, по пути формирования алжирской нации и алжирского самосознания. Он рассчитан на многие годы и столетия вперед и адресован к новым поколениям. Потому что поколение алжирцев, бывшее участниками горячих и близких событий, не могут его хладнокровно оценивать сегодня.
P.S. Прошло время, попался фильм Флорана Эмилио Сири о войне Франции в Алжире. На русском языке фильм называется «Близкие враги» http://kinoxxa.ru/1112-blizkie-vragi.html в оригинале название фильма «Нет худшего врага, чем ты сам». Очень очень остро.
Продолжение в http://alla-kot.livejournal.com/77382.html
Tags: Алжир, Африка, История, Путешествия, Размышления
Subscribe

  • Пройтись по Сахаре. Джерба.

    На Джербе, всегда хорошо, и в октябре и в ноябре, лишь бы самолеты летали. Этот Тунисский остров меня интересовал давно, после поездки в Алжир.…

  • Парадиз. Сад Рая на Земле

    «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия». Ибн ‘Аббас. В Средние века в Европе считалось, что…

  • Сервестан и Дворец времен Сасанидов «Khavaran Palace»

    На тринадцатый день, долгий путь из Шираза на юг, в Керман, с остановкой в Сервестане. Там мы осмотрим Дворец времен Сасанидов. Период династии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments